Откуда возникает лень? Почему мы ленимся? Почему многим неинтересно работать или стремиться к чему-то?
Я предлагаю Вам совершить путешествие в детство. Многие из нас, хотя бы один раз в жизни использовали возможность не идти в школу, просыпаясь утром. Находили массу причин, придумывали разные болезни: «зуб болит», «температура», «голова болит» и т.д. Разве, на самом деле, болезнь была?! Нет. Это была просто лень.
Первое, что нужно понять, что лень – это не болезнь.
Рассмотрим одну из глубоких причин лени. Мы не хотели делать то, что нам не нравится, и поэтому так трудно было проснуться, чтобы идти в школу. Возможно из-за того, что отсутствовал контакт с учителями или потому что предмет был преподнесен неинтересно. Возможно, мы не понимали суть: зачем мы учимся и для кого?
Наши родители и все, кто участвовал в воспитательном процессе, постоянно настаивали на том, чтобы мы выполняли то, что не хотим. Бессознательно они говорили нам делать то, что в свое время говорили им. И у нас не было сил, ни сопротивляться, ни объяснить им, почему мы ленимся. Более того, все общество склонно говорить о том, что именно, мы должны делать в жизни для нашего блага, для нашего будущего. И это верно, ведь не окончив школу, и не научившись всему нужному и ненужному, нам бы туго пришлось во взрослой жизни. Не было и возможно, нет объяснения, которое даст ответ на вопрос: «Почему я должен делать то, что мне не нравиться?».
Таким образом, мы это принимали, соглашались и начинали делать без интереса и энтузиазма, просто делать и делать. И тогда мы уставали от того, что делали, и стремились отдыхать. Потом этот отдых становился еще интересней, превращаясь в привычку. Отдых превращался в лень.
Возможно, есть еще причины возникновения лени.
Но сейчас вопрос в том: Почему любое дело многим неинтересно?
Все начиналось со школы, когда стало неинтересно вставать утром. Круги повторов, привычка, день сурка…
Рассмотрим пример:
Один студент жил математикой, второму объяснили ее необходимость и он полюбил этот предмет, а третий не жил ею, не почувствовал интереса и не знал зачем. Первый возможно еще не понимал, где он может использовать эту науку, ему просто это было интересно, потому что знания и тяга к ней у него в крови. Второму кто – то объяснил и он вовремя осознал, для чего он должен учиться, освоить все азы и что это ему даст в будущем, преобразуясь в нечто полезное для карьеры, успеха, воплощения мечты. А третий не имел ни малейшего представления, для чего это ему нужно и поэтому учиться было неинтересно.
Бессознательно в ребенке формируются утверждения: «Когда я не знаю, для чего мне это нужно и какую ценность это для меня имеет, у меня теряется интерес. Нет ценности – нет интереса. «Я не буду делать то, что мне не интересно». «Я не буду делать как те, которые учатся, потому что не понимаю, зачем они это делают». «Пока я не пойму, для чего это мне, я не буду учиться».
Можно оправдывать свою лень и нежелание трудиться над собой, но это ничего не дает для прогресса в будущем.
Ребенок ленивым не рождается. Невидимо, с помощью окружения он бессознательно им становиться. Некогда, да порой и лень, нам родителям, найти подход к своим детям, а учителям не хочется, а может быть, не хватает времени для каждого из огромного множества, помочь пробудить интерес к предмету.
Как только предмет становится интересным, лень превращается в активный ресурс.
Я сам видел, как моя дочь, стала ленивой к изучению предмета английского языка в школе, а до школы говорила на нем легко, обучаясь в садике. Разный подход. Было интересно и стало неинтересно. Все намного глубже. У педагогов, которым не интересен свой предмет, которые просто работают, потому что «надо работать», нет своей заинтересованности. Та же лень, найти интерес в обычной работе, бессознательно осевшая с детства и та же искусственная мотивация – надо просто работать, жить, как все… Их бессознательная лень (сделать работу интересной) передается детям, усугубляя еще больше нежелание учиться.
Когда есть интерес в детстве – нет лени.
Что происходит, когда мы вырастаем?
Мы начинаем делать что-либо, потому что это надо, потому что есть нужда. Часто не задумываемся об интересе и возможности найти хотя бы потребность в том, чтобы он появился. Многие взрослые работают просто так, без интереса, работают и работают…
То же происходит и в бизнесе. Начальники, партнеры, сотрудники… все как в школе. Если в детстве появляется лень из-за отсутствия интереса, у взрослых добавляется как минимум два фактора – нет роста в карьере, нет перспектив развития. И как следствие нет дохода, нет результата от своих трудов – он ленится, ему неинтересно продолжать и добиваться большего.
Интересно. Важно. Выгодно.
Что такое выгода?
Для кого-то это радость, счастье, статус, для кого-то – коммерческий проект, власть, можно привести много примеров.
Энтузиазм. Рост. Развитие мастерства. Результат роста в материальном проявлении.
Хороший бизнесмен в первую очередь всегда смотрит на свой интерес, рост и выгоду – доход и тогда в его словаре нет лени. Часто нужно трудиться без получения дохода и это возможно только тогда, когда интересно. И это настоящий ресурс и настоящий интерес. И по прошествии времени раскрывается и возможность получать доход естественным путем, потому что это дело светится, в него вложены дух (целеустремленность, победа), душа (наполненность и забота) и сердце (живая жизнь).
А теперь нужно прийти к интересу в неинтересном. Выстроить цепочку, как связующее звено всего мастерства, наработанного на нелюбимых работах, преобразовав его в понятие «выгодно», «важно» и поэтому мне «интересно». Придется двигаться от обратного, чтобы пробудить тот детский задор и интерес, который бессознательно законсервирован. Он не исчез, он просто спит.
Когда есть интерес, даже не получая длительное время материальных результатов, вкачивая в него свою энергию, заботу, любовь, приходит реальная радость от жизни, от себя и в одно мгновение прорывает плотину удачи и успеха, накопившую ресурс для естественной реализации.
С уважением,
Сантош Канна Тумадин
www.tumadin.ru
узнать больше об авторе статьи, задать вопрос или обратиться за консультацией Вы можете здесь
Задавайте вопрос психологам на сайте Women’s Time и получите рекомендации
Читайте подробные примеры разных ситуаций и пошаговой проработки запроса. Личный психолог – индивидуальная работа
Смотрите видеоуроки психологов журнала Womens Time
*при использовании материала указывайте автора и ссылку на источник — женский журнал Women`s Time
Источник: